Са хьамсара нана, хьо эша сона,
Хьоцара безам са мел ч1оаг1а ба,
Сай мел дола рузкъа луддар аз хьона,
Х1ара денна ираз хьона аз дехаргда.
*
Хьай дезал кхебеш 1а йоаяй бийсаш,
Иман е эздел е 1а тхона хьийхад,
Баркал оала оаха хьона х1ара денна,
Е дуне хьа амату тхона сийрдадаьд.
*
Хьоца юхе йоацаш г1айг1ане хула,
Хьа хоза еларо дог хьестаду,
Аллах1а йоахае хьо массахана,
Е хоза муг1араш хьона хетаду.
Желаю тебе (Вам ) счастья!- АЗ ДАЬКЪАЛВУВЦ (ДАЬКЪАЛЪЮВЦ- к женщине, ДАЬКЪАЛДУВЦ-МНОЖ. ЧИСЛО) ХЬО (ШО)! ИРАЗ ХИЛДА ХЬА ( ШУН)!
*
Желаем тебе (Вам ), чтобы в новом году сбылись все Ваши мечты!- КЕРДАЧА ШЕРА ХЬА (ШУН) ДЕГ ЧУ МЕЛ ЛАТТАР КХОАЧАШХИЛДА!
Всевышнего Аллаха поминая,
Бегу от суеты мирских проблем,
Которые мне душу раздирают.
Мне б хоть на миг забыть все.. насовсем.
*
Хвала Аллах1у, Господу миров!
Лишь одному тебе я поклоняюсь!
Лишь пред Тобою голову склоня,
В ночной молитве искренне я каюсь!
*
Молю Тебя, чтоб укрепил иман мой,
Чтоб не печалила мирская суета,
Чтоб стала истинной и чистой мусульманкой —
Ведь это есть цель жизни для меня!
*
Тебе я помолюсь и станет легче.
Молитва есть лекарство для души.
Она от всех душевных ран излечит
И боль твою навеки заглушит.
*
Мама. Как много значит это слово!
И сколько теплоты в себе таит!
Закрою я глаза и вижу снова,
Как мамин образ предо мной стоит.
*
Как много ты терпела все невзгоды,
Забыв про униженье, страх и боль.
Как много настрадалась в эти годы.
Воспоминанья — как на рану соль.
*
Как много мы порой не замечаем,
Не ценим то, что свыше нам дано!
Как второпях мы в жизни забываем
Про наше самое заглавное звено.
*
«Рай под ногами матерей»- твердят нам с детства.
Когда же мы поймем значенье этих слов?!
Все будет поздно, не спасет нас бегство,
Когда земля окунет в свой покров.
*
Мама. Какое маленькое слово
И сколько теплоты в себе таит!
«Люблю тебя!»- я повторяю снова!
И мне тебя никто не заменит.
*
Укх безача зуль-хиджа бетта
Доаг1а бусулба наха г1урбан ди.
Из Аллах1а доттаг1ал Ше хетта
Иброахьама Пайхьмара суннат да!
*
Г1урбан дозал, маьла вайна гойташ,
Къуръан чухьа аят да..
Даьла Элча (Даьлера салам хилда цунна)
Цох доаладаь массехк хьадис а да..
*
Из Шийна мут1ахьа хилар гучадаьнна,
Дал цун байтар ялсмалера ка.
Аллах1а шийна даьчох раьза хинна,
Иброахьама г1урбанна бийра из ка.
*
Ц1айца даькъал бувца бусулба наха,
Шоайла дегчура доахаш хоза ловцаш,
Ч1оаг1лу бусулба вошал, телаш саг1а
Мискач наьха делдеш те1а дегаш.
*
Г1урбан ц1ийна т1адам 1о мел божа,
Дала къинох ц1ендеш хилда вай.
Дала Шийна духьал доаг1ач дийнахь
Шийна безачарех долда вай.
*
Везача Дала къоабал долда вай г1урба,
Иман, сабар ч1оаг1адолда вай.
Д1адоаккхийла къаман юкъера довнаш,
Барт-безаме даха ховшалд вай!
*
Как сложится судьба никто не знает.
Живу свободно, перестрав бояться перемен.
Когда Всевышний что-то забирает,
Благодарю, ценю все то, что Он дает взамен!
*
Жизнь на земле — лишь временный приют..
А мы всего лишь гости в этом мире.
Нас рано или поздно уведут —
И ангелы допросят нас в могиле.
*
Останови на миг свой жизни путь,
Подумай неспеша о том, что сделал.
И какова всей жизни твоей суть,
Чего ты в этой жизни не доделал.
*
Грешил ли ты иль с праведными был?
Не забывал ли про столпы Ислама?
А может в этой жизни лишь грешил?
И мимо пропускал слова имама?
*
А эта жизнь — сплошная суета,
Которая полна одних страданий.
Она тебя покинет навсегда.
С собой ты унесешь лишь все деяния.
*
Не будь из тех, кто весь в грехах погряз,
Будь усердным в чтении Корана!
Не погружайся ты в мирскую грязь.
Расти в своей душе любовь к Исламу!
*
И пусть Аллах поможет в этом нам,
И пусть мирская жизнь нас не тревожит.
Старайся спасти душу свою сам,
Пока тебя в могилу не уложат!
*
Са хьамсара нана, хьо еза сона!
Са хьоцара безам бийца яргьяц.
Сай са, сай вахара лургдар аз хьона —
Хьо йоаца вахарца са чам хургбац.
*
Дукха халонаш лейни 1а тхоца,
Тхо кхеде г1ерташ хала кхийстай.
Дог 1увдаш, сагато южаяьй кер чу,
«Шо духьа» яхаш, бала бицбаь.
*
Вахара мах кеппигал боацача
Цу наьха 1оттараш б1арг белхабеш,
Хала диад 1а е дуне, нана,
Сийрдача вахарах дог хьегадеш.
*
Хала да ч1оаг1а укх заман ваха,
Бицбеннаб адама шоай дунен мах.
Даьла вицвенна лелача наха
Ма хала хургда шоай ма1ан лах!
*
Сай сил дукхаг1а хьо еза, нана!
Хьо йолаш оаха Далла хоастам бу!
Эзара шерашка яхийла, нана!
Хьо йолаш оаха хьона хам бу!
С Новым годом! Желаю тебе (Вам ) счастья!- АЗ ДАЬКЪАЛВУВЦ (ДАЬКЪАЛЪЮВЦ- к женщине, ДАЬКЪАЛДУВЦ-МНОЖ. ЧИСЛО) ХЬО (ШО) КЕРДАЧА ШЕРЦА! ИРАЗ ХИЛДА ХЬА ( ШУН)!
*
Желаю тебе (Вам ) крепкого здоровья!- МОГАШ-МАЬРША ХИЛВА (ХИЙЛА-К ЖЕНЩИНЕ, ХИЛДА- МНОЖ. ЧИСЛО) ХЬО (ШО)!
*
Желаем тебе (Вам ), чтобы в новом году сбылись все Ваши мечты!- КЕРДАЧА ШЕРА ХЬА (ШУН) ДЕГ ЧУ МЕЛ ЛАТТАР КХОАЧАШХИЛДА!
8 МАРТА- 8-гIа МАРТ
*
Моя дорогая мама, я поздравляю тебя с Женским днем!- СА ХЬАМСАРА НАНА, АЗ ДАЬКЪАЛЪЮВЦ ХЬО КХАЛНЬХА ЦIАЙЦА!
*
Пусть АЛЛАХ даст тебе добра, счастья, успеха и здоровья!- ДИКАХЕТАР, ИРАЗ, АЬТТУВ, МОГАШАЛ ЛОЙЛА ХЬОНА ДАЛЛА!
*
Желаем, чтобы в жизни тебе сопутствовала удача, и все мечты сбывались!- ВАХАРЦА АЬТТУВ ХИЛБА ХЬА, ДЕГ ЧУ МЕЛ ЛАТТАР КХОАЧАШХИЛДА ХЬА!
*
Поздравляем с окончанием священного месяца Рамадан. Пусть Аллах наградит Вас за Ваш труд!- МАРХА КЪОАБАЛДОЛДА ШУН, ХЬИЙГА ХАЛО МАЬЛЕХЬА ЯЗЙОЙЛА!
*
Пусть Аллах воздаст и Вам! И наградит Вас тоже за Ваше усердие!- ДАЬЛА РАЬЗА ХИЛВА ШОАНА! ШУН А ХИЛДА МАРХА КЪОАБАЛ!
*
Квартира моего брата находится на 2-м этаже- СА ВЕШИЙ КВАРТИРА ШОЛЛАГIЧА ЭТАЖА ТIА Я.
*
Саид: Я живу в кирпичном доме. У нас шесть комнат и коридор. СО ВАХАШ ВОЛА ЦIА ЦIЕЧА КИРПИШКЕХ ДАЬ ДА. ЯЛХ ЦIАИ УЙЧЕИ ДА ТХА.
*
В ней есть также большой балкон, где летом можно пить чай. – ЦУ ЧУ ЙОККХА БАЛКОН Я, АЬХКИ ЧАЙ МАЛА ЙИШ ЙОЛАШ.
*
5 кроватей – ПХИ МАЬНГИ
СЛОВАРЬ УРОКА:
Мягкая мебель – КIАЬДА МЕБЕЛЬ
*
В ингушском же языке – 30 будет – 20 и 10 ТКЪАЬ ИТТ. Чтобы разобраться с другими примерами, нам необходимо знать цифры от 1 до 20. Вот они:
1 – ЦАI
*
10 – ИТТ
Обратите внимание, что ингушские числительные с 11 по 18 образуются сложением двух основ: 1 (цаI) + 10 (итт) = 11 цхьайтта.
*
30, как мы уже говорили, будет ТКЪАЬ ИТТ (20 и 10). Дальше ТКЪАЬ ЦХЬАЙТТА, то есть 20 и 11.
40 – это дважды двадцать ШОВЗТКЪА
*
– Мне двадцать пять. А сколько тебе? – СА ТКЪАЬ ПХИ ШУ ДАЬННАД. ХЬА ФУ ХА ЯЬННАЙ?
*
Саид: Я согласен. Но до метро мне нужно доехать автобусом или троллейбусом.- СО РАЬЗА ВА IА ДУВЦАЧОА. ЦХАБАКЪДА, МЕТРО КХАЧЧАЛЦА АВТОБУСАЦА Е ТРОЛЕЙБУСАЦА ВАХА ВЕЗА СА.
*
Саид: Весь путь занимает около часа. – БЕРРИГА НАЬКЪА ЦХЬА САХЬАТ ХА ДIАЙОДА СА.
*
Саид: Яха, а ты слышала, что вновь начал ходить поезд Москва-Назрань. ЯХА, ХЬОНА ХЕЗАДИЙ, МОСКВА-НАЗРАНЬ ЯХА ЦIЕРПОШТ ЮХА ЛЕЛА ЙОЛАЕННАЛГА.
*
Яха: Слышала, но железнодорожному транспорту я предпочитаю самолет. Так быстро и удобно.- ХЕЗАД, ЦХЬАБАКЪДА ЦIЕРПОШТНАЬКЪА ТРАНСПОРТАЛ ДИКАГIА ФОКЕМА ХЕТ СОНА. ИШТТА СИХА А АТТА А ДА.
*
Саид: У меня есть машина, но я на нем редко езжу. Ты любишь быстро ездить на машине? – СОГА МАШИН Я, БАКЪДА СО ЦУНЦА ДУКХА ЛЕЛАЦ. ХЬОНА ХОЗА ХЕТИЙ МАШИН СИХА ХОАХКАШ?
*
Яха: Я люблю быструю езду. – СОНА ХОЗА ХЕТ ЧЕХКА ВАХАР.
Названия всех видов транспорта в ингушском языке заимствованы из русского языка:
*
Где останавливается автобус (троллейбус, трамвай)? АВТОБУС (ТРОЛЛЕЙБУС, ТРАМВАЙ) МИЧАХЬА СЕЦ?
*
По каким дням отправляются поезда в Ингушетию? – МАЛАГIЧА ДЕНОШКА УХ ЦIЕРПОШТ ГIАЛГIАЙЧЕ? –
*
Хоастабе наьна мотт, хоастае Даьхе
Кхебе, хозбе, шак1а санн ц1енбеш
Кердадаккха, илли ала
Оаз яхийта – мерза ба наьна мотт
*
Вай дегаш детталу г1алг1ай мотт бувцаш
Вай дегаш детталу г1алг1ай мохк безаш.
*
Ты тут же вспоминаешь твердь земную
Где ты родился, жил и рос
То есть Отчизна, близкая до слез.
*
Майрала доага дог – х1аране кер чу
Эздела г1алаш – х1арне дег чу
Адамлен мерза са– дошо Г1алг1айче
Къонахий Даьхе – кура Г1алг1айче.
*
Вай маьша дахалда г1алг1ай мотт бувцаш
Вай г1оза дахалда яхь лелош
Иразе яхийла нана Г1алг1айче
Кортмукъа яхийла нана Г1алг1айче.
*
Х1анз шун хьажа аьттув хургба «Веханза вена хьаша» яхача сценкага. (Ст. гр. «Лучик»)
*
Г1алг1ай поэташа шоай стихашца хестабаьб вай мотт, х1анз са новкъосташа ешаргья шоана вай метта хетаяь байташ.
*
Гимнастика для мышц языка. Статические упражнения для языка Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, ка-кую форму он принимает – распластан он и образует желоб.
*
Консультация для учителей английского языка «Изучение иностранного языка интереснее, когда легко запоминается новая лексика» Введение Не секрет, что изучение иностранного языка – это трудоемкий процесс и для качественного осуществления коммуникативной деятельности.
*
Отчет о проведении НОД по развитию речи в подготовительной группе «День родного языка» 12 февраля в подготовительной группе «А» МДОУ детском саду «Яблонька» р. п. Мулловка была проведена образовательная деятельность с целью.
*
Развлечение страноведческого цикла для детей 5–7 лет с использованием английского языка «День Святого Валентина» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 149» Развлечение страноведческого цикла с использованием английского.
*
Викторина в подготовительной к школе группе «Международный день родного языка» Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Воспитывать любовь к родному языку, а также уважение и к другим языкам. Задачи:.